понедельник, 12 декабря 2011 г.

Восстановление прав пользователя в Ubuntu

Произошёл давеча со мной достаточно любопытный казус. Ужасно стыдно, но всё-же поделюсь, авось кому-нибудь пригодится.

Итак, понадобилось мне добавить свою учётную запись (дело происходило в Ubuntu 11.10) в группу vboxusers. Казалось бы, чего проще?
sudo usermod -a -G vboxusers alexey
и все дела. Да угораздило меня ошибиться следующим образом:
sudo usermod -G vboxusers alexey
Естественно, после такого надругательства над своей учётной записью я при следующем логоне утратил все свои права в системе (проще говоря, для меня перестала работать команда sudo).

Проблема решилась бы просто, активируй я заранее учётную запись суперпользователя. Пришлось загружать LiveCD (у меня под рукой оказался Linux Mint 11), монтировать корневой раздел жёсткого диска и править файл /media/.../etc/group. Кстати, в файле /media/.../etc/group-, как я понял, хранится резервная копия файла групп, куда я и подсматривал в процессе редактирования.

Да, чуть не забыл. Редактировать файл group можно только с правами суперпользователя, поэтому проще всего использовать команду sudo nano /media/.../etc/group или sudo nano group, перейдя в каталог с файлом.

После внесения изменений и перезагрузки с жёсткого диска всё заработало, как прежде.

Из всего вышеописанного можно сделать несколько важных выводов.

Во-первых, если не помнишь синтаксис команды - внимательно читай справку.

Во-вторых, после установки дистрибутива с отключенной по умолчанию учётной записью суперпользователя - включи её. Это можно сделать серией команд:
sudo su -
passwd
exit
В-третьих, любишь экспериментировать с системой - держи под рукой свежий LiveCD или LiveUSB.

В-четвёртых, "Backup, backup и ещё раз backup!" Не помню, кто сказал ;-)

Комментариев нет: